Летние каникулы составляют четвёртую часть учебного года и имеют исключительно важное значение для непрерывного образования, развития школьников.
В качестве основной цели организованного отдыха детей и подростков, которую ставит перед собой педагогический коллектив школы, можно назвать формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения со взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь.
Для выполнения основной цели решаются следующие воспитательные задачи:
Сохранение, совершенствование и развитие системы отдыха и оздоровления учащихся.
Совершенствование форм и содержания деятельности отдыха и занятости учащихся.
Развитие связи между педагогическими коллективами, детскими и молодёжными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости учащихся.
Сокращение детского и подросткового травматизма в каникулярное время.
Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний и другие каникулярные периоды.
Вот уже на протяжении нескольких лет основными направлениями воспитательной деятельности в каникулярный период остаётся:
Интеллектуальное воспитание;
Нравственное воспитание;
Трудовое воспитание;
Экологическое воспитание;
Физическое воспитание.
В летний каникулярный период учащиеся школы охвачены различными формами взаимодействия:
Лагерь труда и отдыха при управлении социальной защиты населения.
Лагерь дневного пребывания при образовательном учреждении.
Детские санаторно-оздоровительные лагеря.
Формирование школьников по благоустройству на базе школы.
Самостоятельное трудоустройство учащихся
Организуя летний отдых детей в летнем пришкольном лагере, мы стараемся учитывать то, что любая деятельность должна быть достаточно сложной для каждой личности, требующей эмоционального, интеллектуального, физического усилия и в то же время посильной для неё же; быть привлекательной – соответствовать интересам каждого ребёнка, содержать в себе эффект новизны, иметь чётко выраженный результат. Таким образом, во время пребывания ребёнка в лагере неисчерпаемы возможности создания для каждого ситуации успеха, ситуации развития, особой среды общения и отношений и обширного поля деятельности. Всё это благотворно сказывается на воспитании, оздоровлении и укреплении личного достоинства ребёнка.
Успех работы летнего оздоровительного лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребёнка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей и состоянию здоровья.
Режим дня в лагере с дневным пребыванием разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп, и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное питание.
В каникулярный летний период организовано горячее питание. В достаточном количестве дети получают витамины в виде соков, фруктов, овощей и салатов. В школьной столовой работают высококвалифицированные повара.
Все средства и формы работы направлены, конечно, на результат. А планируемые результаты следующие:
Развитие у детей и подростков самостоятельности;
Формирование умения и развитие стремления работать в коллективе;
Применение полученных знаний и умений в учебном процессе;
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
Для формирования положительного имиджа участника объединения используются некоторые методы организации работы с детьми, применяемые в различных детских организациях: особая атрибутика, и символика, соревнование, публичная положительная оценка результатов деятельности, поощрение и т.д.
Работая с коллективом ребят в каникулярный период, мы стараемся избежать формального подхода к деятельности, пытаемся уйти от сравнения с группой продлённого дня. Главное в организации отдыха детей – направленность интересов, мотивы ребёнка, опыт общения и анализ отношения к себе, окружающему миру; познание себя, самореализация. Мы считаем, что каникулы призваны обеспечить отдых ребёнка от роли школьника. Именно деятельность в летнем лагере, в свободной неформальной обстановке способствует развитию организаторских навыков у детей и подростков, стимулирует детское творчество, укрепляет межличностные связи, создаёт благоприятные условия для формирования сплочённого детского коллектива.